Пора на воздух

    Мода на агроусадьбы, стимулируемая государственными льготами и преференциями, добралась даже до тех, кто обычно не покидает городскую черту. Ведь чтобы иметь свой домик в деревне, прикладывать титанические усилия и необязательно – достаточно выбрать живописное место, взять льготный кредит, соорудить (или купить) деревянный дом, придумать интерьер и разработать программы для постояльцев. Личный энтузиазм пойдет только на пользу: неповторимость и уникальность жилища позволит получить высокий рейтинг и добиться популярности у туристов, уставших от придорожных отелей и коттеджей. Тем более что традиционная для Англии концепция «Bed and Breakfast» в Беларуси обретает этнографический колорит: так, в образцовых усадьбах можно встретить авторскую мебель в старославянском стиле, русскую баню и блюда национальной кухни. Хотя при желании, как отмечает председатель правления БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова, сельскую усадьбу можно оборудовать даже спа-салоном.


    - По состоянию на 1 сентября этого года в Беларуси зарегистрировано 737 усадеб, тогда как в 2006 году их было всего 34. На ваш взгляд, чем можно объяснить такой стремительный рост?
    - Сейчас сложились крайне благоприятные условия для развития этого бизнеса. Европейский опыт показывает, что как только принимается законодательство, обеспечивающее преференции для какого-то вида деятельности, оно обретает «взрывной» характер. Это произошло и в нашей стране. Так, в 2006 году увидел свет 372-й указ, который позволил открыть бизнес по заявительному принципу (просто написав заявление), без регистрации в качестве ИП или юридического лица и с налоговыми преференциями (при условии, что в жилом помещении не более 5 комнат). При этом владельцы усадеб могут кормить людей с личного подсобного хозяйства, проводить экскурсии и организовывать программу пребывания с учетом пожеланий клиентов. В 2007 году появился еще один мощный стимул – программа банковского кредитования. Любой субъект агроэкотуризма может получить 5-процентный кредит на открытие и развитие этого бизнеса.
    - Насколько сегодня выгодно заниматься агротуристической деятельностью?
    - Все зависит от стартовых условий. Представим себе, что у вас есть большой загородный дом, расположенный в интересном месте. В этом случае можно добиться 100-процентной рентабельности, так как для приема туристов понадобится приложить минимум усилий: облагородить дом, сделав его более стильным, привести в порядок приусадебную территорию и разработать программу увеселительных мероприятий. Если этим бизнесом решил заняться горожанин, то нужно приобрести или построить усадьбу. А это уже требует финансовых вложений, поэтому имеет смысл предварительно составить бизнес-план.
    Рентабельность бизнеса в сфере агроэкотуризма зависит от нескольких факторов – прежде всего, от месторасположения усадьбы и количества гостей, которых рассчитывает принять владелец. Многое зависит от масштаба бизнеса. Одно дело, когда владелец усадьбы принимает 3-4 человека, а другое – когда 10-15. В зависимости от возможностей усадьбы и необходимо высчитывать рентабельность проекта.
    Иногда для возврата денег может понадобиться 10-15 лет, однако эти вложения себя оправдывают, поскольку усадьба будет лишь дорожать. Дома, расположенные на берегах рек и озер, всегда будут пользоваться большим спросом. Хотя бы потому, что количество доступных мест с каждым годом становится все меньше. Например, в соседней Литве уже практически не найти свободного участка у водоема.
    Кроме того, агроусадьбу можно рассматривать и как будущий дом для всей семьи. Так, в Англии люди работают в системе «Bed and Breakfast» около 7-8 лет, после чего устают психологически и либо продают бизнес, либо остаются жить в доме.
    - Построить новый дом обойдется недешево. Куда легче взять уже готовый…
    - Конечно, необязательно строить дом «с нуля», вместо этого можно взять старую постройку и привести ее в порядок. Модных вещей не нужно – никакого сайдинга и пластика. Откройте бревна, зачистите их, сохраните обналичники, обустройте в одной из кладовок душ с туалетом, поставьте новую или отремонтируйте старую деревянную мебель. Если возможности позволяют, можно покрыть крышу дранкой или соломой.
    Очень важно отделить хозяйственную зону от рекреационной: это можно сделать красивыми заборами, плетнями или зеленой изгородью. В саду нужно предусмотреть газон, беседки и место для барбекю. Иными словами, нужно создать рекреационную зону на свежем воздухе, поскольку люди приезжают на природу, а не сидеть в доме.
    Рядом с домом (или внутри) можно соорудить сауну или баню, при этом наибольший интерес представляет баня на берегу водоема. Советую также организовать большой предбанник, который можно использовать для массажа и спа-процедур. Кстати, владельцы отдельных сельских домов планируют создать что-то вроде спа-усадеб, и, на мой взгляд, это будет пользовать большим успехом. Причем необходимые для проведения лечебных процедур грязи готовы поставлять белорусские предприятия.
    Кстати, самые модные в Европе усадьбы представляют собой этнографические дома, поэтому нужно все сделать в едином стиле, который бы прослеживался как в экстерьере, так и в декоре внутренних помещений. Интерьер дома должен быть выполнен из дерева, на полу можно расстелить половики ручной работы, а в гостиной оборудовать камин. В общем, нужно проявить фантазию. Кстати, нередко приобретенный дом уже обладает своим неповторимым стилем, так что от нового владельца может потребоваться лишь его подчеркнуть и сохранить.
    Тем не менее, далеко не из каждого строения можно сделать агроусадьбу. В частности, дачные дома для этих целей не всегда пригодны. Дело в том, что они расположены в дачных поселках, а это не привлекает туристов. Зато если у вас есть дом, стоящий где-то на окраине или находящийся в центре крупного земельного участка, то это куда более интересный вариант.
    В Беларуси сельским усадьбам присваиваются «петушки» (по аналогии со «звездами» в гостиничной сфере). Каждая усадьба может получить максимум 4 «петушка» – к этой высокой планке и нужно стремиться. Пока, несмотря на то, что в стране представлено немало интересных объектов, нет ни одного этнографического дома, который бы претендовал на статус усадьбы экстра-класса, поэтому нам есть, к чему стремиться. Сейчас пришла пора думать не только и не столько о количестве, сколько о качестве усадеб.
    - Как выбрать оптимальное место для агроусадьбы?
    - Прежде всего, это должно быть место, где мало соседей – скученности и в городе хватает. Во-вторых, рядом должен быть водоем: белорусские туристы слабо себе представляют отдых без купания, а вот иностранцам, наоборот, непривычно купаться в незнакомых озерах и реках. Если нет водоема, можно сделать искусственный пруд. Наконец, играет роль близость к крупному городу. Например, если усадьба находится в радиусе 60 километров от столицы, то загруженность объекту обеспечена, однако, скорее всего, это будут уик-энды. А вот в усадьбы, находящиеся в живописных зонах (в Беловежской пуще, на Нарочи, Браславских или Голубых озерах), туристы, напротив, приезжают на более длительный срок – где-то на неделю.
    На мой взгляд, не нужно стремиться к кольцевой дороге, ведь в этом случае вы приблизитесь к коттеджам, а их обычно снимают на день-два. Кроме того, в радиусе до 20-25 километров от Минска экологическая обстановка не сильно отличается от той, что есть в городе. Чтобы дышать свежим воздухом и насладиться отдыхом на лоне природе, нужно стремиться к 60-километровой отметке.
    - В целом, какие стадии нужно пройти владельцу усадьбы?
    - Во-первых, зарегистрироваться. Затем необходимо выбрать место и дом. Наконец, на последнем этапе потребуется обустроить усадьбу и разработать программу, чтобы можно было принимать туристов. При необходимости можно пройти обучение на семинарах и тренингах, организуемых нашим общественным объединением. На них люди знакомятся, набираются опытом, а потом ездят друг к другу в гости и даже обмениваются путешественниками, если, например, в какой-то усадьбе нет свободных мест. Да и вообще туристы не любят долго сидеть на одном месте, поэтому хозяин дома может предложить постояльцам другое место – усадьбу своего приятеля. Поэтому хорошие контакты в этом бизнесе играют важную роль.
    - Какие дополнительные услуги можно предложить постояльцу сельской усадьбы?
    - Прежде всего, нужно организовать систему питания. Важно, чтобы это были блюда белорусской кухни, приготовленные только из натуральных продуктов. Кроме того, туристам можно предложить рыбалку, пешие и водные экскурсии, прогулки на велосипеде (зимой – на лыжах) или сплав на байдарках. Постоялец не должен скучать: его нужно как-то занять, вне зависимости от того, светит ли солнце, либо же небо покрылось тучами. Хозяева усадеб должны работать как мини-туроператоры.
    Нельзя забывать о том, что туризм – это фабрика развлечений. Поэтому туриста можно научить, как печь каравай, плести кружева или делать предметы мебели из дерева. Причем в основе всего должны быть именно белорусские традиции.
    - Что делать, если владелец усадьбы – человек занятой, у которого нет времени постоянно находиться в усадьбе?
    - Усадьбой может заниматься его супруга. У некоторых же владельцев есть даже управляющие менеджеры и наемные работники, но это уже крайний и далеко не лучший вариант. Дело в том, что у управляющего нет такого стимула, как у владельца, при общении с ним не возникает ощущения гостеприимства. И хотя в последнее время появляются профессиональные управленцы в этой сфере (особенно за рубежом), когда усадьбой управляют чужие люди, пропадает «душа» сельского туризма.
    - А что делать, если владелец усадьбы намерен расширяться, построив еще одну усадьбу? Ведь агроэкотуризм, как и любой другой вид деятельности, рано или поздно пойдет по пути укрупнения.
    - В настоящее время обсуждается проект дополнений в закон по агроэкотуризму. Возможно, будет увеличено число разрешенных комнат для сельских усадеб. Кроме того, всегда можно основать свою фирму и получить большую свободу действий. По такому пути, например, пойдут итальянские инвесторы, которые планируют создать агроусадьбу в Беларуси. Сейчас они выбирают площадку, предполагается, что это будет не только дом (или несколько домов) для приема туристов, но и фермерское хозяйство.
    В целом же, в Национальной программе развития туризма Беларуси на 2006-2010 годы предусмотрены три основных направления развития агроэкотуризма. Первое – это появление частных усадеб, второе – открытие агротуристических комплексов на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов, и третье – создание туристических деревень с традиционной народной архитектурой. Иными словами, возможности для расширения предусмотрены. Осталось только привлечь инвестиции.
    - Планы поистине наполеоновские. А есть ли сейчас конкуренция среди владельцев сельских усадеб?
    - Конкуренции пока нет, поскольку работающих усадеб в Беларуси не так много. Из 737 зарегистрированных усадеб принимают туристов лишь 300-350 хозяйств. Есть люди, которые зарегистрировались для того, чтобы получить кредиты и не спешат готовить усадьбу к приему гостей. К концу года выйдет каталог, где будет около 400 усадеб, однако я сомневаюсь, что во всех из них смогут принять туриста на должном уровне. Как говорится, лучше меньше, да лучше.
    Приходят разные люди, и у каждого разные намерения. Среди новичков, к сожалению, есть и те, кто хочет использовать эту тему лишь потому, что она сейчас перспективна. Когда у человека нет желания работать на туриста и популяризировать белорусскую культуру, от того, что он купит дом и назовет его сельской усадьбой, мало толку. В усадьбу нужно вложить не только деньги, но и фантазию, а это зачастую не всем под силу.

    просмотров статьи: 22962

    Комментарии

    Отправить новый комментарий