Квартиры неплательщиков выставят на публичные торги

Дата публикации: 19 июля 2010

Новый проект Жилищного кодекса содержит массу сюрпризов, которые для одних окажутся долгожданным благом, для других - сущим злом.

 

На прошлой неделе в Палате представителей состоялось первое рабочее обсуждение проекта Жилищного кодекса, который был внесен правительством в начале мая. Этот проект разработан в соответствии с пунктом 35 плана подготовки законопроектов на 2010 год, утвержденного Указом президента Республики Беларусь от 4.01.2010 г. № 2.

 

Что касается проекта новой редакции Жилищного кодекса, который был принят в первом чтении 19.12.2001 г. (см. "БР" № 19/2005), то он, как сообщил корреспонденту "БР" компетентный чиновник, был отозван главой государства.

 

И хотя от своего неудачливого предшественника новый проект мало чем отличается и по объему, и по содержанию, но в нем много новаций, которых нет в действующем Жилищном кодексе.

 

Так, если по действующему ЖК только непригодные для проживания жилые помещения могут быть переоборудованы для использования в других целях либо снесены, то в проекте предусматривается, что по решению местных исполкомов под нежилые могут быть переоборудованы и пригодные для проживания объекты. Это могут быть одноквартирный дом или жилое помещение, жилые помещения в блокированном жилом доме, а также квартиры на первом этаже многоквартирного жилого дома.

 

В законопроекте по-новому структурируются коммунальные платежи. Предусмотрено, что для собственника, члена организации застройщиков, арендатора жилого помещения, нанимателя (арендатора) объекта долевого строительства плата за жилищно-коммунальные услуги включает плату за: техобслуживание, текущий ремонт, капитальный ремонт, коммунальные услуги, иные жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии с заключенными договорами.

 

Для нанимателя государственного жилья (в том числе нанимателя жилого помещения в общежитии) дополнительно к вышеназванным платежам включена плата за пользование жилым помещением.

 

В проекте ЖК разработчик предусмотрел возможность заключения договора найма (аренды) объекта долевого строительства. Предлагается заключение договора найма, если объектом долевого строительства является жилое помещение, и договора аренды, если помещение нежилое. Срок действия данных договоров определяется моментом государственной регистрации права собственности дольщика на объект долевого строительства.

 

В отдельной главе регулируются вопросы пользования жилыми помещениями по отдельным видам обязательств (договор безвозмездного пользования, договор аренды, договор пожизненного содержания с иждивением, завещательный отказ). В частности, в отличие от действующего законодательства, собственнику жилого помещения, местным исполкомам, иным организациям, имеющим жилые помещения на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предоставляется право на сдачу гражданам за плату во временное владение и пользование или во временное пользование жилого помещения на основе договора аренды жилого помещения.

 

Специальная глава посвящена отчуждению, приобретению и ипотеке жилых помещений.

 

В проекте предлагаются изменения в правила обмена жилых помещений государственного жилфонда, обмена жилыми помещениями частного жилищного фонда и обмена жилыми помещениями, расположенными на территории Республики Беларусь и другого государства. В отличие от действующего законодательства, наниматель государственной квартиры вправе произвести обмен ее только с другим нанимателем государственного жилья.

 

Предусмотрены меры, позволяющие взыскивать задолженность с неплательщиков жилищно-коммунальных услуг. Так, наниматели государственного жилья в случае уклонения без уважительных причин в течение не менее 3 месяцев подряд от внесения полной платы за услуги ЖКХ могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением им жилого помещения хуже по качеству и меньше по размеру, в том числе и за пределами данного населенного пункта. Неплательщики могут быть подвергнуты в судебном порядке и принудительному обмену занимаемой ими жилплощади на меньшую квартиру (государственную), в которой проживают граждане-очередники. Выселение нанимателя жилого помещения и членов его семьи, имеющих несовершеннолетних детей, допускается только с согласия органа опеки и попечительства.

 

В обоснование необходимости принятия новой редакции ЖК указывается, что у граждан, собственников жилых помещений, вселивших на имеющуюся жилплощадь своих членов семьи, которые в процессе совместного проживания в жилом помещении стали бывшими членами семьи, возникает много затруднительных ситуаций в части лишения таких бывших членов семьи права пользования жилым помещением.

 

Исходя из многочисленных обращений граждан в различные госорганы по данному вопросу и в целях защиты прав собственников в проект ЖК включены нормы, которых нет в действующем жилищном законодательстве. В частности, бывший член семьи собственника жилого помещения, не имеющий доли в праве собственности на это жилье, может быть выселен из него по требованию собственника без предоставления другого жилья, если иное не установлено письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением между собственником и бывшим членом его семьи.

 

Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствует право пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда.

 

Бывшие члены семьи собственника могут быть выселены и по другим основаниям. Также предусмотрены особенности выселения из жилого помещения социального пользования, из служебного жилья, из общежитий, из специальных жилых помещений.

 

В одной из глав урегулированы вопросы приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда, в том числе и на льготных условиях, использования именных приватизационных чеков "Жилье", оплаты стоимости приватизируемых жилых помещений и их отчуждения.

 

В проекте решен вопрос в отношении собственников жилых помещений, которые используют жилое помещение не по назначению, нарушают правила пользования жилым помещением, в том числе без уважительных причин не участвуют в расходах по содержанию и ремонту общего имущества собственников в многоквартирном жилом доме.

 

Предусматривается, что местный исполком может обратиться в суд с иском о понуждении собственника к отчуждению жилого помещения. В случае принятия решения судом жилое помещение должно быть отчуждено собственником в течение года с момента вступления в законную силу решения суда. Если в течение года собственник не продаст свою жилплощадь, она подлежит принудительной продаже с публичных торгов. Часть вырученных денег пойдет на погашение долгов и судебных издержек, а часть - на приобретение другого, более дешевого жилья для нарушителя.

 

Отдельный раздел посвящен правоотношениям в совместном домовладении (когда в многоквартирном доме два и более собственников). В разделе урегулированы вопросы возникновения и прекращения совместного домовладения, определены обязанности собственников по содержанию и ремонту недвижимого имущества многоквартирного жилого дома, управлению недвижимым имуществом совместного домовладения, в том числе порядок выбора способа управления недвижимым имуществом многоквартирного дома.

 

Депутаты Палаты представителей рассчитывают, что рассмотрение проекта Жилищного кодекса в первом чтении состоится во время предстоящей осенней сессии парламента. Но принять документ во втором чтении вряд ли удастся по той причине, что от граждан и различных организаций поступает очень много замечания и предложений в проект.

 

Между тем, по мнению депутатов, ЖК в новой редакции надо принять как можно быстрее.

просмотров новости: 7935

Ключевые слова:

Комментарии

Отправить новый комментарий