Белорусские власти не перестают предпринимать попытки вовлечь в экономику "подматрасные" тайники белорусов. Новую формулу "изъятия" предложил на днях Минский горисполком, выступив с инициативой продажи за валюту коммерческого жилья.
"Соответствующее предложение мы отнесли главе государства. Поручено правительству и Нацбанку проработать данный вопрос", — сообщил на пресс-конференции заместитель председателя горисполкома Сергей Радоман.
Неужели власти действительно уверены, что появление возможности покупать жилье за валюту окажется безусловным стимулом для населения направить иностранные дензнаки в сделки, а не продолжать держать их под подушкой — подальше от государства?
Позицию властей в отношении валютных кубышек населения можно охарактеризовать емким выражением "неровно дышит". И это неслучайно. Чиновники высчитали, что на руках у белорусов находится сумма в 12–14 миллиардов долларов, которая пока никак не задействована. И считают, что это недопустимо — тем более в период валютного кризиса.
"Валюта у населения действительно есть. Она находится не на вкладах в банках, а хранится в банковских сейфах или где-то дома, и попробуем ее привлечь. Я думаю, что совместно с Нацбанком мы решим проблему продажи готового жилья за валютные средства", — считает Радоман.
Ответ на вопрос, почему вовлечь валюту необходимо именно для осуществления сделок по продаже квартир, для столичных чиновников лежит на поверхности. У застройщиков на фоне валютного кризиса возникают проблемы с комплектацией строящихся объектов импортными материалами.
"Наши коммунальные предприятия зарабатывают валюту, но ее недостаточно, чтобы удовлетворить потребности Минска. Это не только комплектация, но и оборудование, и ряд других направлений", — пояснил заместитель председателя горисполкома.
С одной стороны, вложения в недвижимость всегда считались перспективными и оправданными. По мнению заместителя генерального директора Центра торговли недвижимостью "Пакодан" Павла Астапени, продажа жилья за валюту — это своего рода страховка.
"Ведь часто случается, что граждане вступают в долевое строительство по одной цене, а через месяц-два рублевая себестоимость увеличивается, и у застройщика возникают проблемы с выполнением своих обязательств перед дольщиками, то есть, по своевременному выполнению строительно-монтажных работ. И если бы застройщик получал сумму в долларах, то все эти колебания на рынке строительных материалов, на валютном рынке в меньшей степени сказывались бы на сроках выполнения строительно-монтажных работ".
Но это еще не означает, что схема продажи коммерческого жилья за валюту окажется жизнеспособной и вызовет большую заинтересованность со стороны граждан, подчеркивает Астапеня. Рынок долевого строительства, по его словам, интересен как раз возможностью участвовать в основном рублевыми сбережениями. А с учетом инфляции такой "вклад" еще интереснее.
"Продажа коммерческого жилья за валюту порождает много вопросов, главный из которых — курс. Если цена установлена в валюте, то по какому курсу? Ведь он может быть разным. Поэтому здесь много нюансов: каковы цены в долларах, что за жилье… А от этого зависит и развитие практики. Например, если цена на такое жилье будет до 1000 долларов, то наверняка какие-то сделки будут заключаться. Но я не думаю, что их количество составит больше 20-30%", — говорит Астапеня.
Выгода застройщиков от реализации коммерческого жилья за валюту также сомнительна, считает председатель собрания акционеров СООО "Арэса–Сервис" Сергей Коренько: "Часть валюты все равно придется продать, чтобы что-то построить. Ведь строительным компаниям нужна рублевая масса. Но преобразование валюты в рублевую массу по официальному курсу ничего не дает, и я не сказал бы, что это выгодно".
Когда в стране установят единый курс, когда будут работать обменники, когда можно будет менять валюту по нормальному курсу, - лишь тогда условия продажи жилья за валюту станут более приемлемыми. Сегодня же, к примеру, та часть населения, которая располагает определенными валютными запасами и планирует вложить их в недвижимость, предпочитает тем не менее менять валюту по спекулятивному курсу на рубли, чтобы покупать квартиры. Такой обмен позволяет получать большую сумму для приобретения жилья по нынешним ценам.
"По официальному курсу почти никто валюту не продает. Если есть валюта, человек договаривается с заказчиком продать эту валюту каким-то путем на межбанке этому же заказчику, не нарушая законодательства, а заказчик затем просто уступает в цене - и все. Но такая схема и без введения разрешения на продажу жилья за валюту работает", — отмечает Коренько.
Вместе с тем, подавляющее большинство граждан все равно не обладает необходимыми средствами для участия в долевом строительстве за валюту. И это — еще один довод в пользу того, что придуманная Мингорисполкомом схема "изъятия" валюты путем вложения в недвижимость, скорее всего, так и не заработает.
"Я думаю, сумма 12 миллиардов долларов, которую население якобы держит у себя, приближена к реальности. Но если взять эти деньги и разделить на количество населения в Беларуси, то вы поймете, что это не так много на самом деле. Если бы речь шла хотя бы о 30-40 миллиардах долларов, тогда можно было бы прогнозировать, что существенный процент сделок может осуществляться за валюту. Но таких людей, способных единовременно рассчитаться за квартиру валютой, на самом деле немного", — считает эксперт.
К слову, это уже не первая инициатива столичных властей по сбору валюты за счет продажи недвижимости. Чуть больше месяца назад мэр столицы Николай Ладутько на расширенном заседании Минского городского совета по развитию предпринимательства заявлял, что власти рассчитывают получить разрешение на продажу за валюту недвижимости, арендуемой бизнесменами. В бизнес-сообществе тогда скептически оценили эти креативные шаги столичной власти: ведь бизнес уже несколько месяцев не может легально приобретать валюту и для текущей деятельности! Что уж говорить о выкупе арендуемых площадей?
А что касается населения, то первым попытку как-то выудить валюту у населения предпринимал Нацбанк. 15 апреля он приостановил продажу драгметаллов в мерных слитках (золото, серебро, платина) за белорусские рубли, установив цену продажи только в долларах. Цена обратного выкупа мерных слитков при этом сохранялась в белорусских рублях.
К чему это привело, хорошо видно по динамике продаж, например, золотых слитков за последние несколько месяцев. Если в апреле 2011 года население и предприятия купили почти 300 кг золота в слитках, то в мае объем продаж составил всего 7 кг, а за июнь-июль — 49 кг. Аналитики видят две основные причины этому явлению: невозможность покупать валюту и нежелание даже при наличии валюты вкладывать ее в дорогие нынче драгметаллы.
просмотров новости: 8709
Комментарии
Отправить новый комментарий