Неэффективность системы ЖКХ опять оплатит население

Дата публикации: 1 августа 2011

Готовящееся в кабинетах правительства решение изменить тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) может стать неприятным сюрпризом для населения. Судя по заявлениям чиновников, только повышением платы за коммуналку на 5-7 долларов в год (ранее такой предел установил глава государства) белорусы в этом году не отделаются.


О том, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги до конца года точно вырастут, несколько недель назад предупредил вице-премьерСергей Румас


"Мы вынуждены повышать тарифы на коммунальные услуги. У нас есть жесткое обязательство по выходу на 30-процентное возмещение затрат населением в тарифах", — заявил он, напомнив, что сегодня возмещение населением затрат на услуги жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) составляет 22-23%.

 

Судя по информации из ряда источников, планы властей выходят далеко за рамки повышения тарифов. В правительстве прорабатываются различные варианты реформирования системы управления жилищным хозяйством в целом.

 

Но реформы пока в тумане, а народ наиболее чувствителен к цифрам в жировках. Между тем среди рассматриваемых наверху мер —стопроцентная оплата населением стоимости ЖКУ за потребление ресурсов сверх установленной нормы.

 

Посещая на минувшей неделе РУП "Белмедпрепараты", глава президентской Администрации Владимир Макей подтвердил, что действительно "этот вопрос обсуждается".

 

Аргументируя планы, Макей напомнил, что "в 2003 году население оплачивало около 50% реальной стоимости жилищно-коммунальных услуг, а сейчас — только 23%. Это ненормальная ситуация".

 

Никто и не спорит, что ситуация ненормальная, но причем здесь население, если государство само все эти годы собственноручно ради политических дивидендов стимулировало и поощряло иждивенчество?

 

Комментируя для БелаПАН проблемы оплаты услуг ЖКХ, директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости Геннадий Каленов отметил: "Государство следовало модели социально ориентированной политики, однако для этого в наличии всегда должны быть ресурсы, которые можно использовать для субсидирования".

 

Но ресурсов надолго не хватило. В то же время у населения появился стимул много потреблять, констатирует Каленов: "Созданная система субсидирования стимулировала неразумное потребление. Когда в цене услуги лежит 75% субсидий, то нет смысла потреблять меньше".

 

Идею установить норматив и требовать платы по полной стоимости за сверхнормативное потребление услуг эксперт считает шагом в правильном направлении.

 

"Это распространенная практика, которая, например, давно применяется в США. Ее цель — как раз стимулировать экономию ресурсов. То есть определенное количество потребленной электроэнергии или воды оплачивается по стандартной цене, а все, что выше нормы, — по более высокой. В разных странах по-разному: где-то цены увеличиваются на проценты, где-то в разы. Зато граждане следят за расходами, так как знают, что перерасход влетает в копеечку".

 

По имеющейся информации, пока обсуждается введение дифференцированных тарифов лишь на услуги водоснабжения и водоотведения. Сегодня население возмещает 25% затрат на них. При тарифе 467,5 рубля за кубометр себестоимость оказания услуги составляет около 1,9 тысячи рублей.

 

Ожидается, что дифференцированная оплата приведет к снижению объемов потребления воды населением и, соответственно, снижению затрат водоснабжающих организаций на оплату электроэнергии.

 

Однако правительству придется поломать голову, чтобы высчитать справедливый норматив. При этом нормативов должно быть несколько, в зависимости от количества жителей в населенных пунктах — поселках, малых, средних, крупных городах, обращает внимание Геннадий Каленов.

 

"Есть и другие нюансы. Например, в сельских поселениях воды уходит много потому, что надо поливать огороды. Поэтому следует определить справедливую планку, хотя угадать для всех невозможно", — отмечает собеседник.

 

В Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, впрочем, кое-какие расчеты уже провели. Например, минчанин использует в среднем около 150 литров воды в сутки, или примерно 4,6 куб. м в месяц. В городах с населением более 50 тысяч человек потребление воды на одного человека в сутки — около 140 литров, или 4,2 куб. м в месяц.

 

Между тем дифференцированный подход правительство хочет распространить не только на сами объемы использования воды. По информации экспертов, может быть введена различная стоимость услуг ЖКХ для населения в зависимости от доходов. То есть больше получаешь — значит, больше платишь. Такая идея прорабатывается с целью минимизировать негативные социальные последствия.

 

На первый взгляд, решение прогрессивное. При нынешней системе оплаты ЖКУ государство дотирует богатых.

 

"Я слышал, что в Минске есть гражданин, у которого в собственности 23 квартиры. И доля субсидий на все квартиры значительная. Ведь на всю недвижимость он получает дотацию в виде заниженных тарифов. Это касается и электроэнергии, и тепла, и прочего. То есть независимо от того, сколько у тебя недвижимости, ты имеешь дотацию. Нигде в мире государство богатых не дотирует", — подчеркивает Геннадий Каленов.

 

Однако возникает вопрос, каким образом государство будет ранжировать доходы населения и тем самым определять, кто и сколько должен платить. Если плательщики будут поделены на две категории — малоимущие и все остальные, это более-менее понятно. Если категорий будет больше, тогда может начаться ропот.

 

Причем есть опасения, что власти опять могут наломать дров, как это случилось в прошлом году, когда прижали владельцев коттеджей и домов повышенной комфортности, где общая площадь жилых помещений более 200 кв. м.

 

Постановлением правительства их обязали полностью возмещать стоимость услуг ЖКХ. Платежи за коммуналку для некоторых семей из-за этого выросли в два-три раза. Однако в ряде таких усадеб, как оказалось, проживают многодетные семьи с небольшими доходами, ветераны и другие отнюдь не богатые люди, для которых решение властей стало настоящим шоком. В итоге пришлось в спешном порядке додумывать, как выйти из ситуации.

 

А вообще, белорусским властям не мешало бы весьма аккуратно подойти не только к идее дифференцированных тарифов, но и в целом к их росту с учетом необходимости сдерживать (или даже замораживать) заработную плату.

 

По данным Белстата, реальная заработная плата (рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-июне этого года по сравнению с январем-июнем 2010 года увеличилась на 15,8%, однако в июне по сравнению с маем она уменьшилась на 0,5%.

 

Индексация, обещанная правительством, вряд ли повысит покупательную способность зарплат, так как инфляция остается высокой. И правительство рискует окончательно вывести население из себя неаккуратным подходом к росту тарифов на ЖКУ.

 

Плохо, что, залезая в карманы населения, государство, как считают эксперты, совершенно позабыло о своем обещании предоставить полную информацию о том, за что и сколько они платят.

 

"В Германии в прессе постоянно публикуется калькулятор квартплаты — стоимость аренды и коммунальных услуг по районам города, по городам, по землям. И люди, выбирая, например, себе новое место жительства, могут смотреть, как они будут платить за квартиру. Жители Германии имеют четкое представление о тарифообразовании", — отмечает Каленов.

 

В Беларуси по-прежнему почти нереально получить информацию о том, какие статьи затрат формируют тарифы. А вместе с тем, как утверждают специалисты, в некоторых регионах с тарифами творится настоящий произвол. В статью затрат, которые, например, определяют стоимость одной гигакалории, могут входить даже расходы на содержание спортивных клубов.

 

В общем, заявления властей, что население платит за ЖКУ лишь 22-23% от их реальной стоимости, на самом деле могут оказаться лукавством. Эксперты подчеркивают и то, что не используется пока по-настоящему такой ресурс снижения себестоимости коммуналки, как демонополизация сферы ЖКХ, развитие конкуренции в ней. ЖКХ остается закрытой монопольной вотчиной, а расплачиваются за ее неэффективность граждане.

просмотров новости: 9837


Комментарии

Отправить новый комментарий